Апостолы
Св. Первоверховный Апостол Пётр
Св. Первоверховный Апостол Павел
Апостол Андрей Первозванный
Апостол Филипп
Апостол Варфоломей
Апостол Иоанн Богослов
Апостол Иаков Зеведеев
Апостол Левий Матфей
Апостол Фома
Апостол Иаков Алфеев
Апостол Иуда Иаковлев (Фаддей)
Апостол Симон Кананит (Зилот)
Апостол Иуда Искариот
Апостол Матфий
Апостол Иуда Иаковлев (Фаддей)
Упомянут в списках апостолов в Евангелиях от Луки и от Иоанна; а также в Деяниях Апостолов.
Св. апостол Иуда происходил из Галилеи, из небольшого городка Назарета. Отец его был праведный Иосиф, с которым была потом обручена Пресвятая Дева Мария. Иосиф до обручения с будущей Матерью Господа был женат на Саломии, и имел от нее четырех сыновей и несколько дочерей. Один из сыновей его был Иуда, впоследствии ученик Христов. Христос, как сын Девы Марии, обрученной Иосифу, был как бы сыном его, и сыновья Иосифа были как бы братьями Христа. Так Иуда считался самым близким родственником Господа. Сначала он не веровал, в Господа, но потом уверовал в Него и стал учеником Его. При избрании 12 апостолов Иуда был также причтен к лику этих избранных учеников Христовых. Апостол Иуда имел несколько названий. Называли его Иуда Иаковлев, Леввей, Фаддей. Вот смысл этих названий. Название Иаковлев, т. е. брат Иакова, как и сам он называет себя в своем послании, название это Иуда получил потому, что считал себя недостойным именоваться братом Господним, подобно тому, как именовался брат его Иаков. Это сознание своего недостоинства происходило в Иуде оттого, что он сначала согрешил пред Христом неверием и небратолюбием. Неизвестно, по какой причине; быть может, по зависти, которая так обыкновенна между близкими, Иуда вместе с братьями не веровал во Христа. К этому греху, во всяком случае – греху неведения, присоединился потом более тяжкий грех. Иосиф по возвращении из Египта, куда он удалялся с Пресвятой Девой Марией и новорожденным Иисусом от ярости Ирода, стал делить землю свою детям от первого брака. Пожелал он уделить часть и Господу Иисусу Христу. Три сына Иосифа, и между ними особенно Иуда, не хотели принять Христа к себе в часть, как рожденного от другой Матери. Только старший сын Иосифа, Иаков, не разделял взглядов своих братьев и принял Христа в свою часть.
Грех неверия св. апостол Иуда загладил ревностью в вере. Ему горько было, что при жизни Христа было так мало верующих в Него, и пламенно желал, чтобы весь мир уверовал во Христа, познал Его как Истинного Бога. Во время прощальной беседы Господа с учениками, когда Он говорил, что не оставит их сиротами, придет к ним, что мир скоро не будет Его видеть, а они будут Его видеть, потому что они соблюдают заповеди Его и любят Его, почему они в Нем пребывают, апостол Иуда не выдержал и прервал речь Господа. Иуде показалось, что Христос в этих словах высказывает, что Ему перед одними только учениками надлежит явиться, как Мессии, что он не желает перед всеми явить Себя Мессией. – «Господи, – горячо воскликнул Иуда, – что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?» В этих словах, правда, ясно видно, что Иуда не мог еще вполне отрешиться от ложного иудейского взгляда на Мессию как на земного Царя и Спасителя, но также ясно видна в них и горячая ревность апостола в вере во Христа. Эта ревность особенно выразилась на деле, в апостольских трудах св. Иуды, после вознесения Господа на небо. Он ревностно проповедовал Святое Евангелие сначала в пределах Палестины в Иудее, Галилее и Самарии. Потом он был с проповедью Слова Божия во многих городах Аравии, Сирии и Месопотамии. Обходя города Месопотамии, св. апостол Иуда пришел после всего в город Эдессу. Здесь раньше его был св. апостол Фаддей, из 70 меньших апостолов, который принес письмо Христа и Его нерукотворенный образ властителю эдесскому Авгарю и просветил город светом Евангелия. Св. апостол Иуда, придя в Эдесе, сделал здесь, чего не успел докончить св. Фаддей. Из Месопотамии Иуда был с проповедью в Персии. Отсюда он написал на греческом языке свое «Соборное послание» ко всем вообще верующим. Послание это, при всей краткости своей, исполнено назидательного учения и сильных мыслей. Главным побуждением к написанию послания было для апостола Иуды распространение между верующими превратных начал и нечестивых правил явившихся в то время лжеучителей. Описывая свойства этих лжеучителей и изображая ожидающий их суд Божий, апостол предостерегает христиан, чтобы они не увлекались их лестью и не уклонялись от чистоты веры Христовой. Со святым негодованием восстает апостол Христов и против всякого порока, а с другой стороны с сердечной заботливостию увещевает верующих сохранять себя в любви Божией, ожидая милости от Господа Иисуса Христа, для вечной жизни.
Проходя различные страны и перенося везде труды и болезни, св. апостол Иуда пришел, наконец, в Армению. Ревностно проповедовал он здесь имя Христово, и множество неверующих привел ко Христу. Деятельность св. Иуды здесь была особенно ревностна и успешна, и потому армяне особенно чтут его и называют своим апостолом. В Армении св. апостол Иуда и запечатлел апостольское служение мученической смертью. Разгневанные на него за то, что, своей проповедью отвращает всех от идолопоклонства, идолослужители бросили его в темницу. Долго терзали св. апостола всякими муками, и он все мужественно переносил. Наконец, его возвели на гору Арарат, распяли на кресте и пронзили стрелами.
Сайт Храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Нью Брансвик, Нью Джерси
Восточно-Американская Епархия Русская Православная Церковь Заграницей
Copyright © 2008-2023
Храм Покрова Пресвятой Богородицы