Из «Закона Божия»
Начального наставления в православной христианской вере.
(Составленное протоиереем Дмитрием Соколовым, 1914г.)

1. О молитве и внешних знаках ее

Молитва есть благоговейное обращение человека к Богу. В своих молитвах мы просим у Бога того, в чем нуждаемся, благодарим Его за милости и за все, что Ему благоугодно даровать нам, и восхваляем или прославляем Его. С молитвами мы обращаемся также к Божьей Матери, святым Ангелам и святым человекам, но не так, как к Богу. Божью Матерь и Святых мы просим, чтобы они ходатайствовали за нас перед Богом и помогали нашим грешным молитвам восходить к престолу Божью. Приносим мы свои молитвы не только за себя, но и за других людей, и за живых, и за умерших.

При молитве мы употребляем внешние знаки: делаем поклоны поясные и земные, становимся на колени, целуем священные изображения, возжигаем пред ними лампады и свечи. Молитвы свои мы приносим стоя. Этими знаками мы выражаем преданность Богу, смирение, мольбу о помиловании, благодарность и благоговение. Самый важный молитвенный знак есть крестное знамение.

Крестное знамение совершается так: большой, указательный и средний персты (пальцы) правой руки мы соединяем вместе так, чтобы концы их были сложены ровно, а безымянный и мизинец прикладываем к ладони. Сложивши так персты руки, мы прикладываем их сначала к челу (то есть ко лбу), потом к груди, затем к правому и левому плечам и таким образом делаем на себе знак креста. Этим знамением мы выражаем веру в то, чему научил нас Христос Спаситель и что Он сделал для нашего спасения. Именно: ровным складыванием трех перстов мы показываем свою веру в Пресвятую Троицу, то есть, что Бог един по существу и троичен в лицах и что три Лица равны между собой; полагая персты руки сначала на чело, потом на грудь и плечи и таким образом делая на себе знак креста, мы выражаем свою веру, что Сын Божий Иисус Христос сошел с неба на землю и Своими страданиями на кресте освятил наши мысли, чувства, желания и дела и спас нас от греха и смерти.

Совершая на себе крестное знамение не только при молитвах, но и при всех своих делах, мы пред всеми свидетельствуем, что мы христиане, и показываем, что не надеемся ни на свои силы, ни на помощь людей, уповаем на помощь Божию и ограждаем себя от всех бед силою животворящего креста Христова. Что такое молитва? Что мы высказываем Богу в молитвах? К одному ли только Богу мы обращаемся с молитвой? Так ли мы обращаемся к Святым, как к Богу? О чем мы молимся Богоматери, святым Ангелам и святым человекам? За кого мы приносим свои молитвы?

Какими знаками мы сопровождаем молитвы? Что мы выражаем этими знаками? Какой самый важный из внешних знаков молитвы? Как совершается крестное знамение? Что мы выражаем сложением трех первых перстов? Что выражаем, делая на себе знак креста? Для чего мы делаем на себе крестное знамение не только при молитвах, но и при всех делах своих?

2. Место, время и порядок произнесения повседневных домашних молитв

Бог находится везде, повсюду слышит и видит нас, потому и молиться Ему можно на всяком месте. Но у православных христиан есть обычай в своих домах отделять для молитвы определенное место, которое украшается святыми иконами. Икона значит образ, изображение. Образами или иконами называются изображения Господа Бога, Спасителя нашего Иисуса Христа Сына Божия, Матери Его Пресвятой Девы Марии, святых Ангелов и святых человеков. Эти изображения обыкновенно помещаются в переднем углу комнаты, иногда в особых киотах, то есть рамках, божницах. Святые иконы служат нам для того, чтобы напоминать о Боге и Святых Его и помогать молиться со вниманием и благоговением. В честь Господа и Его Святых мы украшаем эти образа, смотря по своему усердию и достатку, и кроме того зажигаем пред ними лампады с елеем (то есть деревянным маслом) и восковые свечи. Свет, возжигаемый нами пред иконами, изображает свет нашей веры и теплоту нашей любви.

От одного Бога мы можем получить все потребное для нашей жизни; Он ежеминутно подает нам Свои милости; Его великие дела мы постоянно видим. Значит, мы имеем постоянную потребность просить Бога, благодарить и славословить Его. Поэтому мы должны бы не переставая молиться Богу. Но много времени уходит у нас на заботы о земной жизни. Поэтому для молитвы мы отделяем каждый день определенное время: 1) поутру, когда встаем от сна; 2) в продолжение дня: при начале и по окончании своего дела, работы или ученья, пред принятием и после принятия пищи; 3) вечером, отходя ко сну.

Молитвы должно произносить в том порядке, как они помещены в Молитвослове. Приступая к молитве, мы с благоговением становимся пред иконой, совершаем на себе крестное знамение (перекрестимся) и потом, стоя прямо, без торопливости, с полным вниманием произносим молитвы. При произнесении в молитве слов прошения и при конце ее мы полагаем на себе крестное знамение и делаем поклон.

3. Объяснение двенадцати членов Символа веры.

Первый член Символа веры:
Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым же всем и невидимым.
Я верую (признаю за истину), что:

1) Бог есть един;

2) Единый Бог есть дух преблагий, всеведущий, всеправедный и всемогущий. Не было такого времени, когда бы не было Бога, и не будет такого времени, когда Бог перестанет существовать: Он вечен. Нет места в мире, где бы не было присутствия Божия: Он вездесущ;

3) Единый Бог Троичен в Лицах и потому называется Пресвятою Троицею, единосущною и нераздельною;

4) Первое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог Отец, второе — Бог Сын, третье — Бог Дух Святый;

5) Все три Лица Божества имеют равную силу и честь и составляют одно Существо;

6) Различие Лиц Божества состоит в следующем: Сын Божий предвечно рождается от Бога Отца; Дух Святый предвечно исходит от Бога Отца; а Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица;

7) Бог есть Вседержитель, то есть Он все держит в Своей власти и всем управляет по Своей воле;

8) Он есть Творец неба и земли, всего видимого и невидимого, то есть Он сотворил из ничего весь видимый нами мир и невидимых бесплотных Ангелов.

Второй член Символа веры:

И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия единородного, иже от Отца рожденного прежде всех век, света от света, Бога истинна от Бога Истинна рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, имже вся быша.
Я верую, что:

1) Господь Сын Божий есть второе Лицо Пресвятой Троицы;

2) Сын Божий, когда явился на земле, наречен Иисусом, то есть Спасителем, и Христом, то есть Помазанником Божиим;

3) Сын Божий единороден, то есть нет другого Сына Божия такого, как Он;

4) Сын Божий рожден от Бога Отца прежде всех веков, и, следовательно, так же вечен, как Бог Отец;

5) Он рождается от Бога Отца как свет от света,- то есть так, как рождается луч света от солнца, не отделяясь от него;

6) Он есть истинный Бог, рожденный от истинного Бога;

7) Он рожден, а не сотворен, и этим отличается от всех других существ, сотворенных Богом;

8) Он единосущен Отцу, то есть составляет одно существо с Богом Отцом;

9) Через Бога Сына сотворено Богом Отцом все существующее.

Третий член Символа веры:

Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес, и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася.
Я верую, что:

1) Сын Божий сошел с неба на землю;

2) Он сошел с неба для нас, всех людей, для нашего спасения от греха и смерти;

3) Он воплотился, то есть принял человеческое естество, от Марии Девы по наитию Святаго Духа;

4) Он вочеловечился, то есть сделался вполне человеком, принял не только тело, но и душу человеческую;

5) Приняв человеческое естество, Иисус Христос, Сын Божий, не перестал быть Богом, и потому называется Богочеловеком;

6) Дева Мария, как мать Богочеловека Иисуса Христа, воистину есть Богородица и достойна почитания выше всех сотворенных Богом существ, не только человеков, но и ангелов.

Четвертый член Символа веры:

Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате и страдавша и погребенна.
Я верую, что:

1) Сын Божий Иисус Христос распят был на кресте при Понтие Пилате, римском правителе Иудеи;

2) Он распят был за нас, то есть покоряясь воле Божией, принял распятие добровольно для того, чтобы спасти нас от вечного наказания за грехи;

3) Он страдал, то есть действительно чувствовал и претерпевал страдания, как и все люди;

4) Он умер на кресте и погребен.

Пятый член Символа веры:

И воскресшаго в третий день по писанием.
Я верую, что:

1) Сын Божий Иисус Христос воскрес, то есть ожил силою Своего Божества;

2) Он воскрес в третий день после Своей смерти;

3) Он воскрес, как о том было предсказано пророками и написано в книгах Священного Писания.

Шестой член Символа веры:

И восшедшаго на небеса и седяща одесную Отца.
Я верую, что:

1) Сын Божий Иисус Христос восшел, то есть вознесся Своим человечеством на небо;

2) Он восседит одесную (по правую сторону) Бога Отца, то есть по вознесении на небо Он, как Богочеловек, имеет равное с Богом Отцом могущество и славу.

Седьмой член Символа веры:

И паки грядущаго со славую судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца.
Я верую, что:

1) Сын Божий Иисус Христос опять придет на землю;

2) Второе пришествие Его будет во славе;

3) Он придет для того, чтобы судить всех людей: живых, которые доживут до второго Его пришествия, и мертвых, которые умерли раньше и перед вторым пришествием Христа будут воскрешены Богом;

4) После этого Страшного суда настанет царство Христово, которому конца не будет.

Восьмой член Символа веры:

И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном споклоняемя и славима, глаголавшаго пророки.
Я верую, что:

1) Дух Святый есть третье Лицо Пресвятой Троицы;

2) Дух Святый есть Господь Бог, точно так же, как Бог Отец и Бог Сын;

3) Он есть животворящий, то есть дает жизнь всем тварям и особенно духовную жизнь людям;

4) Он исходит от Бога Отца и тем отличается от второго Лица Пресвятой Троицы, Сына Божия, Который рождается от Отца;

5) Ему должно поклоняться так же, как Отцу и Сыну, и прославлять Его должно наравне с Отцом и Сыном;

6) Он говорил чрез пророков, то есть пророки говорили и писали по внушению Святаго Духа.

Девятый член Символа веры:

В едину, святую, соборную и апостольскую Церковь.
Я верую, что:

1) Господь Иисус Христос создал Церковь Свою, то есть общество верующих в Него, и постоянно живет и действует в этой Церкви Своею благодатью;

2) Церковь Христова есть единая, потому что все христиане вместе составляют единое тело, глава которого Христос, имеют одну веру и один закон; к ней принадлежат не только верующие, живущие на земле, но и умершие в надежде Воскресения, которые соединены с живущими на земле общением в молитве;

3) Церковь Христова есть святая, потому что христиане, из которых она состоит, омыты кровью Христа, принимают Его святое учение и получают освящение Духа Святаго;

4) Церковь Христова есть соборная или вселенская, потому что к ней принадлежат верующие всякого звания, всех времен и стран, и всех народов;

5) Она есть апостольская, потому что сохраняет учение, принятое от апостолов и управляется на земле пастырями (епископами), преемниками апостолов.

Десятый член Символа веры:

Исповедую едино крещение во оставление грехов.
Я исповедую, то есть признаю явно пред всеми, что:

1) Для очищения от грехов необходимо принять таинство Крещения;

2) Крещение едино, то есть не повторяется;

3) Принявший крещение получает право быть членом Церкви и принимать благодать Святаго Духа, сообщаемую и в других таинствах.

Таинством называется такое священное действие, в котором невидимо, таинственно подается верующим благодать или сила Святаго Духа. Всех таинств семь: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение.
1) В Крещении при троекратном погружении верующего в воду «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» даруется ему благодать Святаго Духа, очищающая его от грехов и перерождающая его, то есть дающая ему новую жизнь.

2) В Миропомазании крещеный, при помазании Святым миром, с произнесением слов: «Печать дара Духа Святаго», получает благодать, укрепляющую его в новой христианской жизни.

3) В Причащении христианин принимает под видом хлеба и вина истинное Тело и истинную Кровь Иисуса Христа и через это таинство соединяется с Христом и в Нем становится причастником жизни вечной.

4) В Покаянии христианин, исповедующий грехи свои пред священником, получает через него благодать прощения от самого Иисуса Христа.

5) В Священстве через рукоположение епископа дается избранному благодать, посвящающая его на служение Церкви и совершение таинств.

6) В Браке благословляется супружеский союз жениха и невесты во образе союза Христа с Церковью Его и даруется им благодать для благословенного рождения и христианского воспитания детей.

7) В Елеосвящении, при помазании больного освященным елеем, испрашивается благодать, исцеляющая болящего.

Одиннадцатый член Символа веры:

Чаю Воскресения мертвых.
Чаю, то есть ожидаю, что все умершие воскреснут, оживут. Воскресение мертвых будет состоять в том, что души всех умерших людей соединятся со своими телами, которые после этого будут нетленны и бессмертны; а тела людей, которые доживут на земле до всеобщего Воскресения мертвых, в одно мгновение переменятся в нетленные. С воскресением умерших переменится и весь мир: будет новое небо и новая земля.

Двенадцатый член Символа веры:

И жизни будущаго века.
Ожидаю, что после всеобщего Воскресения мертвых и суда Христова настанет жизнь будущего века, другая, вечная жизнь. Жизнь эта для праведников будет столь блаженная, что мы себе и представить не можем, а для грешников — полная мучений. Место, в котором будут находиться праведники, называется раем и царством небесным, а место мучений грешников — адом.
Аминь.
Слово «аминь» значит «истинно так». Оканчивая этим словом Символ веры, мы подтверждаем, что верим так, как высказали.

4. Объяснение десяти заповедей

Первая заповедь:
Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии, разве Мене.
Разве Мене — кроме Меня.

Первою заповедью Бог повелевает познавать и почитать Его, как единого Бога, и никого и ничего другого за Бога не признавать и не почитать. Посему святых Ангелов и святых человеков должно почитать не так, как почитаем Бога, а как слуг Божиих, которые по воле Божией могут приносить к Богу наши молитвы и испрашивать нам милость Божию, а потому и помощи должно просить через них у Бога.

Вторая заповедь:

Не сотвори себе кумира, и всякого подобия, елика на небеси горе и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, не послужиши им.
Кумир или идол есть изображение какого-либо вымышленного божества — всякий предмет, который люди любят и почитают как Бога; елика — что; горе — вверху; низу — внизу.

Второй заповедью Бог запрещает поклоняться идолам, а также воздавать творению Божию и изображению этого творения божескую честь, любить его, как Бога, и надеяться на него, как на Бога. Заповедь запрещает также всякие земные пристрастия. Святые ее иконы служат для благоговейного воспоминания дел Господа Бога и Святых Его, и потому молиться должно пред иконами тому, кто на них изображен.

Третья заповедь:

Не приемли имене Господа Бога твоего всуе.
Всуе — напрасно.

Третьей заповедью Бог повелевает почитать, как святыню, имя Его и все то, что Ему посвящено, как-то: святые храмы, часовни, иконы и церковные вещи. Заповедь эта запрещает произносить имя Божие в молитвах и разговорах без благоговения, рассеянно; божиться и клясться без нужды и особенно в неправде; лгать под присягой. Присягой называется такая клятва, которая произносится в присутствии священника, пред Крестом и Евангелием.

Четвертая заповедь:

Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый суббота Господу Богу твоему.
Святить — отделять из ряда обыкновенного, посвящать на святое; суббота — покой, отдых от работы.

Четвертой заповедью Бог повелевает субботу (у нас, христиан, Суббота заменена воскресеньем), а равно и другие праздники (а также и посты) посвящать на святые дела. Бог повелевает держать такой порядок в жизни: шесть дней работать и делать свои дела, к каким кто призван, а в праздник отдыхать от своих дел и делать дела для Бога. Делом для Бога называется присутствие при богослужении и усиленная молитва дома, изучение Закона Божия и всякое дело на помощь ближнему. Если же настоит неотложная потребность в работе, как например: напоить скот, или при пожаре и наводнении, при уходе за больным, на войне или при нападении врага, то не только можно, но и должно исполнить эту работу и в праздники.

Пятая заповедь:

Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли.
Пятой заповедью Бог повелевает оказывать почтение к родителям: почтительно обходиться с ними и стараться во всем доставлять им радость и утешение; помогать им в нужде; беречь их во время болезни и старости; молиться за них Богу; исполнять приказания их, непротивные Закону Божию и гражданскому.

Заповедь повелевает также почитать и всех, кто заступает место родителей. Она повелевает почитать: Государя как помазанника Божия и отца своего народа, — начальников, — пастырей духовных, — крестных родителей, — учителей, — воспитателей и благодетелей и всех старших. Бог обещает счастливую и долгую жизнь тому, кто будет исполнять эту заповедь.

Шестая заповедь:

Не убий.
Заповедью Бог запрещает убивать, а также изувечивать как себя самого, так и другого человека.

Только два случая убийства не законопреступны: убиение врага на войне и смертная казнь преступника.

Заповедь эта запрещает также делать все, что может вредить здоровью другого: ссоры, драки, жестокое обращение, оскорбление словами. По этой заповеди каждый должен беречь не только здоровье ближнего, но и свое здоровье, иначе он будет виновен в грехе самоубийства. Но во время нападения врага или во время пожара, наводнения, моровой язвы и тому подобных бедствий каждый должен не щадить ни здоровья своего, ни даже жизни своей для спасения других.

Седьмая заповедь:

Не прелюбы сотвори.
Седьмой заповедью Бог запрещает мужу и жене нарушать взаимную верность и любовь; запрещает мужу покидать свою жену и жить с другой женщиной, как с женой, а жене — покидать мужа и переменять его на другого. Неженатым же заповедь повелевает беречь чистоту мыслей и желаний и сохранять непорочность и стыдливость. Вместе с тем заповедь эта повелевает избегать всего, что возбуждает нечистые пожелания: нескромных и бесстыдных слов и телодвижений, сквернословия, пьянства, соблазнительных игр и зрелищ.

Восьмая заповедь:

Не укради.
Восьмой заповедью Бог запрещает: отнимать или захватывать чужое имущество; брать чужое обманом или тайком; утаивать найденное; покупать заведомо краденое; обмеривать и обвешивать при продаже; не платить долгов; брать лихвенные проценты; задерживать плату работника; брать плату за какую-либо работу, а дела не делать; выпрашивать милостыню, когда в силах пропитать себя своим трудом; свое имущество расточать понапрасну. Заповедь повелевает, напротив, сберегать имущество и чужое, и свое и помогать нуждающимся.

Девятая заповедь:

Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.
Послушествовать — свидетельствовать; друг — другой, каждый другой человек.

Девятой заповедью Бог запрещает ложно свидетельствовать на кого-либо в суде; клеветать на другого; сплетничать; перетолковывать чужое дело или слово в худую сторону; смущать людей подметными письмами; слушать и принимать чужие сплетни; выдумывать на себя зло. Заповедь эта повелевает: беречься всякой лжи; свои обещания и обеты свято сохранять; условия и договоры строго выполнять; защищать честь и доброе имя ближнего; оберегать и свое доброе имя.

Десятая заповедь:

Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего.
Искренний — ближний; село — поле, усадьба.

Десятой заповедью Бог запрещает завидовать чужому добру и желать зла ближнему и повелевает, чтобы каждый человек был доволен своим достоянием.

Сайт Храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Нью Брансвик, Нью Джерси
Восточно-Американская Епархия Русская Православная Церковь Заграницей

Copyright © 2008-2023

Храм Покрова Пресвятой Богородицы